Бюджет Каменского: неоднозначная децентрализация или стали ли мы богаче?

Бюджет Каменского: неоднозначная децентрализация или стали ли мы богаче?

Недавно премьер-министр Владимир Гройсман заявил о переходе ко второму этапу децентрализации местных бюджетов. С телевизоров каждый день только и слышим, что местные громады получают дополнительные миллиарды и могут себе позволить хоть на Луну слетать. Вот только окружающая действительность убеждает нас, что, например, в Каменском постоянно не хватает денег на самые необходимые инфраструктурные изменения. «Пильний погляд» решил внимательнее присмотреться, как децентрализация изменила доходы нашего города.

Автор: Сергей Гузь.

На бумаге доходы растут… инфляционные

Если посмотреть на доходную часть бюджета Каменского в 2019 году, то какой-нибудь оптимист из сторонников правительства смело может заявить: смотрите, бюджет города растет из года в год! И это действительно так. В нынешнем году в нашей общей казне почти 2,7 миллиарда гривен – в три раза больше, чем в  бюджете на 2014 год (тогда было всего 900 миллионов). Это цифры с учетом субвенций из областного и государственного бюджета.

Но, сами по себе эти цифры еще ни о чем не говорят. Гривна вчера и гривна сегодня – это две разные гривны. Не зря в нашей стране все стабильные цены фиксируются в у.д.е., под которыми подразумевают американские доллары (многие экономисты вполне аргументировано считают, что из-за этого в Украине сложилась бивалютная денежная система). Так вот, если перевести наш городской бюджет в доллары, то окажется, что за пять лет он уменьшился со 112 до 98 миллионов долларов. То есть, в твердой валюте никакого увеличения местных бюджетов не произошло.

Впрочем, сравнение бюджетов в долларах тоже будет не совсем корректным по той простой причине, что он расходуется не только на импортные товары, а также на товары и услуги местного производства (в первую очередь коммунальные), которые оплачиваются гривнами и привязаны к местным ценам. Так же, как и работа десятков тысяч жителей города, получающих зарплату в гривнах.

Поэтому экономисты стараются пользоваться так называемыми «приведенными ценами» – то есть, нынешние цифры корректируют на уровень инфляции. За прошедшие 5 лет  инфляция составила – 246%, и если пересчитать доходы с ее учетом, то сегодняшний бюджет в ценах 2014 года составит  1,08 миллиарда гривен – всего на 20% больше, чем пять лет назад. Ну, хоть какой-то позитив.

И хотя такая коррекция не совсем точная (здесь недостаточно взять потребительский уровень инфляции), в целом сравнивая обе расчетные цифры, можно с уверенностью сказать, что значительного  роста местных бюджетов не произошло.

Граждане платят все больше налогов

Единственное, что реально изменилось, так это пропорции, в которых формируется местный бюджет. Так, в 2014 году он 50/50 формировался из собственных доходов и субвенций из вышестоящих бюджетов (для простоты изложения в данном  случае мы имеем в виду и дотации, и субвенции). Сегодня 3/5 бюджета формируется за счет собственных доходов, а 2/5 – за счет субвенций.

В долларовом перерасчете картина выглядит не совсем радужно: собственные доходы выросли за это время примерно на 5% и сегодня составляют почти 58 млн., тогда как субвенции сократились до 40,4 млн. дол. – на 16 млн. или почти 30% меньше. И даже в приведенных ценах объем субвенций стал меньше.  Это одна из причин того, что формальный рост доходов так и не привел к появлению достаточных объемов денежных ресурсов для значительных инфраструктурных изменений, о чем мы еще скажем ниже.

Весьма показательно сравнение и отдельных статей, формирующих доходную часть бюджета. Бросается в глаза, что больше всего выросли поступления от подоходного и единого налога, платежей за землю.

Например, поступления от подоходного и единого налогов выросли как в гривнах, так и в долларах (детальнее смотрите инфографику). Примечательно, что отчисления единого налога физлицами растет, хотя количество частных предпринимателей сокращается, и правительство планирует еще больше ужесточить налоговую политику в отношении предпринимателей. А это значит, что предприниматели вынуждены платить больше, чем пять лет назад. Такая вот поддержка малому бизнесу от правительства.

С платой на землю все не так однозначно. Как в гривнах, так и в приведенных ценах она выросла (по последнему показателю всего на 15%), тогда как в долларовом эквиваленте общие поступления платежей за землю сократились на 20%.

Сегодня подоходный и единый налоги, а также платежи за землю формируют около 85% собственных поступлений бюджета Каменского и являются ключевыми статьями доходов. В тоже время, можно увидеть, что по некоторым другим доходным статьям поступления значительно сократились.

Например, экологический налог за пять лет практически не изменился и составляет около 7 млн.грн. Но, если пересчитать его по курсу доллара, то окажется, что экологические отчисления промышленным гигантам обходятся сегодня в три раза дешевле, чем раньше. Даже в приведенных ценах они платят вдвое меньше.

Значительно сократились неналоговые поступления, упав в приведенных ценах с 55 млн.грн. до 31 млн.грн. (в долларах падение еще больше).

Но самой смешной статьей доходов нашего бюджета оказалась прибыль предприятий. Она и так была на очень низком уровне, а сегодня составляет всего 0,2 млн.грн. в приведенных ценах и в десять раз меньше в долларах США.

Выводы и перспективы

Нужно заметить, что в этих расчетах не указаны финансы, которые, например, область или Кабмин напрямую выделяют на ремонт дорог, зданий и так далее, не зачисляя их в доходную часть местного бюджета. Суммы здесь не маленькие, и за год могут составлять 200-300 млн.грн. Однако в контексте поднятой темы это не меняет сути вещей: нет разницы, нужно ли ездить за этими деньгами на поклон в Днепр или Киев.

Согласно концепции децентрализации, местные бюджеты должны иметь достаточное количество собственных ресурсов для ремонта дорого, теплотрасс и трудопроводов, развития инфраструктуры, благоустройство города, организацию работы коммунальных предприятий и многое другое. Прошлогодняя ситуация с почти авральным переводом города на альтернативные схемы теплоснабжения показала, что, например, для этого нужно от 4 до 6 млрд. грн. –  таких свободных денег в местном бюджете просто нет. Кроме того, на модернизацию жилого фонда и капитальный ремонт дорог нужны десятки миллиардов гривен. Как и на приведение в порядок школ, детсадов, медучреждений. Ведь теперь мы сами должны оплатить все эти расходы – результат бюджетной децентрализации.

Вопрос поиска дополнительных источников и резервов реального роста доходов бюджета не так уж и прост, как кажется. Существующие ключевые статьи доходов имеют свои пределы роста.

Взять, к примеру, подоходный налог. С одной стороны, эти поступления автоматически растут с увеличением реальных зарплат. И хотя правительство уверяет нас, что с учетом зарплаты Коболева (которая больше, чем все субвенции на социальную помощь жителям Каменского) в этом году средние зарплаты вырастут до 12 000 грн, в реальности большинство мелких работодателей в лучшем случае оформляют сотрудников на «минималку». К тому же, все больше граждан едут на заработки, а это сокращает базу подоходного налога.

Не лучше ситуация и с платежами за землю. С одной стороны, увеличение арендной платы за землю может увеличить доходы города, но с другой – создать негативный инвестиционный климат и вызвать закрытие малорентабельных производств, сокращение занятости и потери по подоходному налогу. Тут важно не перегнуть палку и знать меру.

Ограниченные возможности повышать в ручном режиме доходы по этим ключевым статьям уже привели к замедлению темпов роста доходов бюджета Каменского.  Нынешний бюджет лишь на 10% больше бюджета 2018 года, что едва компенсирует инфляцию. Причем увеличение обеспечили в основном налоговые поступления, а не субвенции.

 Где искать резервы?

Резервов для роста доходов, которые может использовать город (прежде всего депутаты горсовета) не так уж и много, но они есть.

Во-первых, это местные налоги и сборы. Как показала практика, легализация торговли спиртным и сигаретами, топливом и другими подакцизными товарами дает хоть и небольшие, но реальные поступления в местный бюджет. Такой же статьей дохода может стать и так называемый «налог на роскошь».

Во-вторых, нужно приложить максимум усилий для создания благоприятного климата инвесторам: отечественным или иностранным – не имеет значения. Причем речь идет именно о тех инвестициях, которые означают строительство новых предприятий в городе. Это даст дополнительные доходы сразу по двум статьям – платежам за землю и подоходного налога (пусть даже с минимальной зарплаты).

В-третьих, поддержка предпринимательства. Чем больше в городе будет предпринимателей, тем больше будет поступлений в местный бюджет, ведь 75% единого налога остается в городской казне. А еще лучше, если это будет не только торговля, а предпринимательство в сфере услуг и небольшого производства.

В- четвертых, развитие сферы административных услуг, которые могут оказывать бюджетные учреждения города. Уже сейчас эта статья доходов выросла до 73 млн.грн., но здесь есть значительный потенциал, учитывая, сколько еще можно сделать для благоустройства и облегчения нашей жизни.

В-пятых, и вовсе не в последних, пересмотр существующего администрирования экологического налога. То, что промышленные предприятия платят сущие копейки в городской бюджет ничем объяснить нельзя. Да, тот же ДМК помогает городу в децентрализации отопления, например. Но вопрос в том, эквивалентна ли эта помощь тому экологическому ущербу, который наносится жителям города? А ведь есть и другие промышленные предприятия, которые обязаны платить экологический налог в зависимости от объемов выбросов. Честное и строгое администрирование этого налога также может существенно увеличить доходную часть.

Конечно, даже титанические усилия городской власти не приведут к одномоментному увеличению городского бюджета в 2-3 раза. Ведь основная проблема бюджетной децентрализации в том, что центральные власти оставили за собой «морковку» в виде межбюджетных трансфертов. С их помощью губернаторы и столица пытаются влиять на лояльность местных органов власти, нагрузив их дополнительными расходами в сфере образования и здравоохранения. Тогда как на развитие инфраструктуры денег в местных бюджетах не хватает по всей стране.

В итоге, откровенно говоря, многие инфраструктурные проекты, ремонты дорог и жилого фонда делаются благодаря связям городского головы Андрея Белоусова в области и Киеве, где ему удается выбивать дополнительные ресурсы для города, привлекать международные проекты. Но если в какой-то момент такой возможности не будет, что тогда?

Впрочем, расходная часть бюджета – это тема следующей публикации.