О МАФах, супермаркетах и «заброшках» как маркерах кризиса в Каменском
Пожалуй, нет и дня, чтобы городские группы в соцсетях не разместили фото какого-то здания, двора, а то и начавшегося строительства неизвестного объекта, под который снесли и без того немногочисленные деревья, с возмущенным обращением к властям «Доколе?!». При этом и слепому видно, что кроме строительства торговых объектов и стоянок в Каменском, как и в Днепродзержинске, давно ничего не появлялось.
В тоже время, в городе полно выкупленных, но не используемых объектов, которые разрушаются с каждым годом. Решила поговорить с некоторыми владельцами «заброшек» о причинах потери их интереса к своим объектам недвижимости.
Автор: Людмила Глок.
Чем измеряется «градус благополучия» города
Первый же, к кому обратилась, рассказал об истории объекта бывшей муниципальной собственности, приобретенного им. Он показался ему привлекательным для инвесторов по превращению в бизнес-центр с конференц-залом, гостиницей, офисами. Но ни одного желающего вложиться не нашлось. Я уже было поверила, но знающие люди подсказали, что такие объекты за копейки нужны были только затем, чтобы служить залогом при получении кредитов в банках. Мол, какой бизнес-центр с конференц-залом в Днепродзержинске, где один за другим закрывались предприятия? Кредитные деньги расходовались совсем на другие цели. Пожалуй, это многое объясняет.
Подготовка к приватизации предприятий начиналась со «сброса» объектов соцкультбыта – в том числе общежитий. Арендная плата взлетала так высоко, что дешевле было снимать квартиру, а не койку в общаге. Пожалуй, единственное общежитие с завидной судьбой – нынешнее здание налоговой на ул. Медицинская, принадлежавшее заводу им газеты «Правда».

Как вспоминает экс-глава Фонда коммунального имущества Людмила Григорьевна Полякова, нестыковки в законодательстве при приватизации тех же магазинов были такими, что дешевле было купить квартиру и переоборудовать ее, чем выкупать то, что числилось за торговым объектом. А передавать в собственность горожан тех же «общаг» не было предусмотрено вообще.
ДК Строителей «ушел» в счет долга треста «Днепродзержинскгорострой» фирме, которая его затем продала религиозной общине.
Летом 2020 г. издания The New Yorker и ProPublica опубликовали результаты совместного исследования, в котором назвали опасными маркерами городского упадка дисконтные супермаркеты. Сетевики разоряли владельцев мелких частных лавок, не создавая большого количества рабочих мест. А также прививали жителям маргинальные привычки потреблять дешевые продукты и неэкологичную химию для уборки дома, одежду и игрушки плохого качестве, произведенные на фабриках с использованием дешевого труда или нелегально, и так далее.
«В Украине супермаркеты считаются едва ли не градообразующими объектами. При этом и центры региональных городов и окраины украинской столицы пестрят вывесками «Ломбард», «Секонд-хенд», «Обмен валют», которые просто кричат о том, что в городе и стране назрел экономический кризис», – утверждает интернет-ресурс «Прагматика».
Ну, теперь понятны тенденции в Каменском с застройками МАФами всего и вся и просто-таки «расползанием» по городу супермаркетов?
По главной улице с деньгами
Исследователи Кардиффского университета считают, что центральные улицы выполняют четыре основные функции: шопинг, деловая занятость, отдых и повседневное использование местными жителями.
А что в Каменском? С шопингом понятно – от киосков с шаурмой и магазинов сэконда до бабушек, торгующих на центральном проспекте. И пока бороться с этим, очевидно, не получится. Ибо кризис, о чем свидетельствуют вывески «Продам» в окнах первых этажей, переоборудованных из квартир. Когда-то Олег Николаевич Мороз, достраивавший «долгострои» и «заброшки», предрекал этот процесс.

Деловая занятость? Офисы фирм не выпячивают себя. Но все же видна вывеска YASNO.
Отдых у нас, видимо, не привлекает горожан, поскольку в тех же соцсетях постоянно возмущаются реконструкцией парков, скверов и оборудованием мест отдыха в микрорайонах – не туда власть деньги тратит, лучше бы на ремонты крыш, труб и коммуникаций.
Управляемый упадок
Все мои попытки «поговорить для печати» с людьми, от которых, как мне кажется, что-то зависит, пресекались скептическим – «тут не знаешь, что завтра случится, а вы о планах».
Термин «управляемый упадок» пошел от Маргарет Тэтчер, когда ее правительство наряду с проектами поддержания постиндустриальных городов (а Каменское – именно таковым является и продолжает движение к сокращению производств), рассматривало предложения по отрезанию неисправимо маргинальных районов от сравнительно благополучных, поощрению миграции и даже эвакуации населения. Например, такой сценарий рассматривался для Ливерпуля. Сейчас кабмин Великобритании отказался компенсировать муниципалитету города затраты на поддержку малого и среднего бизнеса, понесенные во время локдауна.

«Управляемый упадок» проявился во время массовой эвакуации населения из оккупированных населенных пунктов Донбасса. В Каменском его можно наблюдать в микромасштабах, когда владельцы недвижимости доводят ее до такого состояния, что она разрушается и остается только снести руины, освобождая участок под застройку. Например, на Гимназическом проспекте дом №13 хотя бы, или комплекс зданий бывших общежитий на проспекте Аношкина.
Архитектор Дмитрий Васильев в процессе дискуссии об особенностях украинской урбанизации предрек: «У нас будет четыре города в Украине, максимум пять, давайте поспорим и посмотрим через 10 лет. Пять региональных центров — Львов, Одесса, Киев, Днепр, Харьков и Донецк».
Но не всегда деньги решают все. В последние годы наблюдается «гражданское сопротивление» горожан. Порой белый лебедь из покрышек – не признак дурного вкуса, а наивная попытка выразить свою искреннюю любовь к родному городу, украсив свой двор.
Так есть над чем подумать, отцы города? Есть о чем поговорить с теми, кто не хочет превращения в маргиналов?