Юлия Свижевская: «Для меня сильный человек – это добрый человек»

Юлия Свижевская: «Для меня сильный человек – это добрый человек»

Своим подопечным, которым от 6 до 16, она говорит, что тхэквондо это про защиту, а не про самоутверждение и агрессию. Они смотрят на нее с обожанием и рассказывают о своих обидах и страхах. Она учит их преодолевать себя и отмечает даже самые маленькие успехи. Ей тоже раньше приходилось доказывать тем, кто в нее не верил, что она чего-то стоит. Теперь она с улыбкой вспоминает, как на первых соревнованиях боялась не драться, а делать это перед зрителями. Сейчас она ведущая многих спортивных соревнований в городе. О том, как не терять веру в свои силы, умении дружить с подопечными, вреде родительских амбиций, а еще о счастье в мелочах и поддержке любимого человека в интервью с тренером по тхэквондо ДЮСШ №3 Юлией Свижевской.

О привычке к режиму, позднем приходе в спорт и боязни толпы

– Юля, расскажите о своем детстве. Где Вы родились, что чаще вспоминаете из этого периода жизни?

– Я родилась в Кривом Роге. Нас с младшим братом воспитывала мама. Папа умер, когда мне было 9 лет. Мама вложила в нас всю душу, учила нас заботиться о близких и поддерживать друг друга. Она очень много работала по сменам на цементном заводе. Других родственников в Кривом Роге у нас не было, поэтому ей было сложно. Наверное, с детства у меня выработалась привычка к четкому режиму. Помню, заводила будильник, мы с братом собирались в школу. Готовить тоже рано научилась.

Самые теплые воспоминания из детства – это наши поездки летом в Днепродзержинск. Здесь жили бабушка и другие родственники. Мы с двоюродными сестрами устраивали прямо во дворе бабушкиного дома спектакли с костюмами, кулисами, аплодисментами. Нашими зрителями были соседи и люди из соседних домов. Для меня это очень счастливое время – мы лазали по деревьям, катались на велосипедах.

– А спорт с самого детства был в Вашей жизни?

– Мама рассказывала, что еще в детском саду, когда мне было 5 лет, меня отобрали по физическим параметрам и предложили заниматься спортивной гимнастикой. И какое-то время мама меня возила на тренировки в местный спорткомплекс. Но поскольку это было далеко от дома, она просто физически не успевала. А помочь было некому.

Лет в 10 я предприняла попытку заняться настольным теннисом, но в итоге пришлось и от этого отказаться по той же причине.

И уже по-настоящему спорт пришел в мою жизнь, когда училась в 10 классе. Новый учитель физкультуры сразу предупредил всех, что посещение его уроков обязательно и никаких отговорок он не принимает, иначе не будет оценки. Именно он увидел во мне какие-то задатки, обратил внимание, что у меня хорошие результаты по бегу на короткие дистанции, стал включать в списки на соревнования. Я никогда не считала себя спортсменкой, а он мне так и сказал: «Ты – спортсменка!». Просто человек такой – неравнодушный.

Когда он спросил меня, кем я себя вижу в будущем, ответила, что хочу стать психологом, мол, людям помогать. А он уже хорошо меня изучил тогда и знал, что я очень ранимая, переживательная, поэтому сказал: «Учись на тренера. Будешь детей учить. У тебя получится». Все, что он тогда говорил –  сбылось. Когда бываю в Кривом Роге – всегда захожу в школу, чтобы сказать спасибо своему учителю.

Еще тогда в нашей школе открылась секция тхэквондо. Я совсем ничего не знала об этом виде спорта, хотя он был уже распространен. Кстати, тренировала тхэквондистов супружеская пара. Ребята в этой секции были опытные, занимались уже несколько лет. А я в 16 лет – только начинала. Помню, тренер поставил задачу сделать 30 отжиманий от пола, и всем вокруг было так легко это делать, а у меня дрожали руки, текли слезы, все болело. Думала – не смогу, но сделала. И потом потихоньку стала наверстывать.

Меня какое-то время не воспринимали ребята, с которыми тренировалась. Я была новенькой, мало что умела. Как-то помню, меня уже начали ставить в спарринги (тренировочные бои) и один парень завязывал мне протектор. Я весила тогда 48 килограмм, была очень худая, а он сильно затянул мне шнурок на протекторе, и я чуть не упала от боли. К счастью, тренер увидел это и продемонстрировал то же на моем обидчике. Больше меня не трогали, а я потихоньку стала преодолевать какие-то вещи, у меня стало многое получаться. Даже казалось, что у меня вырастают крылья и я все смогу.

На своих первых соревнованиях – чемпионате города, мне не так страшно было драться, как то, что это надо делать перед публикой. Свой первый бой, конечно, проиграла. Я тогда из-за волнения не чувствовала ни боли, ни обиды.

Юлия Свижевская: «Для меня сильный человек – это добрый человек» - ФОТО
Свадьба тренеров это весело

О переезде, знакомстве с будущим мужем и главной спортивной победе

– Как Вы оказались в Днепродзержинске?

– Когда встал вопрос поступления после школы, мы с мамой решили, что самый подходящий для нас вариант это физкультурный колледж в Днепродзержинске. Тем более здесь живут родственники и мама не боялась меня сюда отпускать.

Жила в общежитии на Соцгороде, занималась тхэквондо тоже в этом районе у Станислава Николаевича Сторчака. Мне нравилась моя новая жизнь, меня окружали люди, у которых такие же интересы.

– Как Вы познакомились со своим будущим мужем?

– По его версии (смеется), он меня заметил еще, когда я училась в колледже. А он с другом тоже получал там второе образование, потому что они оба уже работали тренерами.

Увидела Евгения Петровича (мы, кстати, и дома иногда забываем и называем друг друга по имени отчеству), когда мне предложили принять участие в семинаре, где обучали спортивному судейству по тхэквондо. Я приехала в 4-ю спортшколу, а там такие солидные тренеры сидят, и я захожу – студентка колледжа. Среди этих тренеров был и Евгений Петрович. Он попросил у меня телефон, потом звонил, сообщал какие-то новости, спрашивал о моих делах. Чуть позже начали встречаться и вот мы уже вместе больше 15 лет. Почти столько же работаю тренером.

– Какая победа была самой важной для Вас? И почему потом ушли из спорта?

– Самой значительной победой было первое место на Всеукраинской универсиаде в Днепропетровске в 2004 году. К этим соревнованиям меня уже готовил Евгений Свижевский. У меня не было спарринг партнеров здесь в городе, ездила тренироваться в Днепр, где проходили тренировки сборной команды области по тхэквондо. Но когда на соревнованиях меня поставили в пару с девочкой из Днепра, я сразу для своих коллег спортсменов стала соперником. Это психологически тяжело, когда от тебя отворачиваются, не здороваются.

Меня тогда очень поддержал Женя, он не просто готовил меня к победе, но еще и сказал, что возьмет на соревнования свой талисман – медаль, которую он получил, как лучший тренер Украины. И я поверила, что это мне поможет. И победила.

Правда, тогда я поняла, что такое соперничество и, что спорт – это не всегда про дружбу. И еще, конечно, поняла, как важно чувствовать поддержку.

Я уже тогда начинала понемногу тренировать. Еще училась в Харьковской физкультурной академии. А поскольку не было на тот момент спарринг партнеров здесь в городе – решила перейти на тренерскую работу.

Юлия Свижевская: «Для меня сильный человек – это добрый человек» - ФОТО
Со своими подопечными

О дружбе с подопечными, методе борьбы с агрессией, силе доброты и родительских амбициях

– Вам сложно было начинать работать с детьми? Как сейчас выстраиваете отношения с подопечными?

– С детьми мне было гораздо проще. Они на меня смотрели, не критикуя. Я с ними просто стала дружить. Представляла, что это мои друзья и я их просто учу тому, что сама умею. С тех пор придерживаюсь такой тактики – со своими спортсменами я дружу. Когда они меня воспринимают, как друга, к которому они могут прийти с какой-то своей проблемой, у них совсем другое отношение.

Мне хочется их мотивировать к росту. Причем, он у каждого может быть свой. Я каждый день тренируюсь, хочу, чтобы они на моем примере видели, что не просто требую от них, но и сама не готова останавливаться на достигнутом.

Еще я их потихоньку изучаю. Когда вижу, что у спортсмена что-то случилось, начинаю прямо во время тренировки интересоваться. Часто они со мной делятся.

У меня был случай, еще в начале тренерской работы, когда просто не знала, как реагировать. Я в стойке показывала удар, и говорила, мол, представьте, что вы пробиваете стену. Подходит ко мне девочка и просит сказать мне что-то на ухо. Наклоняюсь к ней и слышу, что, оказывается, такой удар у них дома папа на маме показывает. У меня внутри просто все перевернулось, и от неожиданности не знала, что сказать.

Я считаю, что детей надо больше хвалить, это очень хорошо работает. И, поскольку сама немного недополучила этого в детстве, сейчас стараюсь поддерживать уверенность в своих спортсменах. Вижу, как у них загораются глаза, как им хочется сделать лучше.

Иногда родители говорят, что дети нам с Евгением Петровичем первыми о своих проблемах и секретах рассказывают. А еще приятно, что мы не только их новым навыкам учим, но еще своим примером вдохновляем – из наших учеников уже образовались две семейные пары.

– Как вы работаете с ребятами, которые не могут оставить свою агрессию в спортзале и несут ее на улицу, в школу, не могут справиться с этим?

– У меня был один раз такой случай. Мама этого мальчика мне позвонила и стала говорить, что в школе ее отчитали, мол куда вы водите своего ребенка, там учат бить людей. Оказалось, что мой воспитанник стал цеплять одноклассников на уроках, демонстрировать свою силу. Он был тогда в 5-м классе. У нас с ним был жесткий разговор. Я сказала, что если такие эпизоды еще повторятся, то тренировки для него сразу же закончатся. Знала, как спорт для него важен. Еще попросила написать расписку, где он обещал применять силу – только в целях самозащиты, а в случае нарушения этого правила будет исключен из секции. Она до сих пор лежит у меня где-то. Тогда это сработало.

– Есть и другая крайность, когда к детям, которые занимаются единоборствами, относятся с предубеждением, мол, умеет драться, значит он и инициатор драки. Но зачастую ребенка просто провоцируют, чтобы потом на него все и списать. Вы сталкивались с такими случаями?

– Был случай, когда мальчика в школе очень сильно допекали. Он такой крепкий, немного крупнее сверстников. И тут я узнала, что, якобы, этот парень обижает девочек. Очень удивилась, потому что знаю, какой он добрый и чуткий. От мамы, которую уже вызывали в школу, узнала, что девчонки, которых было несколько, его просто провоцировали – обзывали жуткими словами, запрыгивали на него. Он растерялся и не знал, что делать. В итоге, одну девочку оттолкнул, и она упала. И все. А из парня сделали агрессивного хулигана.

Я ему сказала, что он сильный тем, что силу свою в том случае не применил. А главное, что даже после таких выпадов и обвинений он все равно остался добрым и чутким парнем. Его сила в его доброте.

Всегда говорю детям, когда они начинают задираться друг с другом, что для меня сильный человек – это добрый человек. Злым стать легко. Тебя обидели, и ты ответил агрессией, а попробуй сдержаться.

– Сегодня иногда для родителей достижения ребенка в какой-то сфере – становятся чуть ли не смыслом жизни. То есть, когда призовые места нужны не ребенку, а маме или папе, но ребенок должен оправдывать чьи-то надежды, еще и нести ответственность. Вы сталкивались с этим?

– Как-то мой спортсмен, которому тогда было 6 лет, проиграл на своих первых соревнованиях. И я случайно узнала, что из-за этого ему дома не дают сладостей, запрещают смотреть мультфильмы, играть на планшете. Позвонила его папе и спросила, что происходит. Оказалось, что отец мальчика рассчитывал, что сын на этих соревнованиях будет победителем. И чтобы он не расслаблялся, решил лишить его всех радостей. Когда я спросила, помнит ли он себя в возрасте сына и не боится ли, что его парень через несколько лет пошлет его куда подальше вместе со спортом, он задумался. Через время, он позвонил и сказал, что все обдумал и понял, что был неправ и ему самому теперь стало легче.

В таких случаях нужно работать с родителями, психологически это они воплощают свои мечты. И еще есть такая фишка у родителей похвастаться ребенком, мол, вот мой… Хотя повод для радости ведь не в этом, а в том, что ребенок здоров, увлечен чем-то, ему хорошо. Разве этого мало?

Юлия Свижевская: «Для меня сильный человек – это добрый человек» - ФОТО
С Евгением Свижевским

О тортотерапии, мудрости мужа, наборе маленьких радостей и счастливых эпизодов

– Если бы не тренерская работа, в какой сфере Вы могли бы еще работать?

– Очень люблю делать торты, люблю дарить их, угощать друзей чем-то вкусным. Мне нравится сам процесс, на меня он очень успокаивающе действует. Могла бы, наверное, реализовать себя в этой сфере.

Еще очень люблю делать прически девчонкам. Учусь по интернету, а потом на ком-то воплощаю. Я долго очень в себе сдерживала все эти девчоночьи порывы, говорила себе, мол, я же тренер, должна быть серьезной. А сейчас меня все это так увлекает и мне это очень нравится.

– Чье мнение для Вас важно, значимо?

– Конечно же, мнение мужа. Он очень мудрый. Я до 30 лет все-таки часто руководствовалась исключительно эмоциями. Он всегда мне помогал разобраться в ситуации. И это касается не только спорта, но и жизни в целом.

Раньше могла обидеться, если он мне говорил, что я в чем-то не права. А сейчас по-другому на это смотрю. Человек сам вправе выбирать, на что ему обижаться. Если тебе хотят помочь, тем более близкий человек, то на это обижаться глупо. Поэтому всегда прислушиваюсь к тому, что говорит мне муж. И благодаря этому, с каждым годом себе больше нравлюсь (смеется).

– Что Вас сегодня раздражает, может вывести из состояния равновесия?

– Наверное количество агрессии, злости и несправедливости, с которыми мы сегодня часто  сталкиваемся. Много агрессивной информации идет из телевизора, интернета, вижу, как дети это впитывают. Вот это меня сильно расстраивает.

– Как Вы любите отдыхать?

– Хотелось бы больше путешествовать. Это интересно. Конечно, я предпочитаю активный отдых. Открыла для себя сапсерфинг, люблю кататься на велосипеде по левобережной набережной, ездить в лес.

– Из каких маленьких моментов счастья состоит жизнь Юлии Свижевской?

– Мое счастье зависит от людей, которые меня окружают.

Я обожаю заниматься спортом. Если не успеваю утром на пробежку, то просто делаю зарядку дома. Люблю всякие вкусняшки, сладости. Даже просто чашка вкусного кофе – это тоже маленькое счастье.

И еще, у меня наконец-то появилась кошка. Я мужа уговаривала 10 лет. Он говорил, что из-за наших разъездов мы не можем себе этого позволить. И теперь он приходит с работы, вроде такой серьезный мужчина, но она его обнимает, крутиться вокруг него, и он становится таким мягким. И в доме это мале нькое существо создает уют, теплоту и спокойствие.

– Какой вы себя видите лет через 10?

– Хотелось бы, чтобы все так и осталось. Мне очень нравится моя работа, люди, которые меня окружают. Хотелось бы, чтобы мои спортсмены были немножко больше заинтересованы, больше мотивированы открывать в себе какие-то новые возможности. Надеюсь, что я буду мудрее, спокойней, развитей в тех сферах, которые мне интересны.

Юлия Свижевская: «Для меня сильный человек – это добрый человек» - ФОТО
С коллегами тренерами

 Автор идеи интервью Александра Чуринова