Иное измерение. Три поселка ДДГРЭС

Иное измерение. Три поселка ДДГРЭС

Время, о котором пойдет речь, принято называть тоталитаризмом. Впрочем, политики и тогда не стеснялись в терминах – диктатура пролетариата! И не нарушая рамки, установленные Институтом национальной памяти, дабы понять логику происходящих в 30-х годах минувшего столетия изменений в Каменском, мы упоминаем документы, согласно которым они произошли. Итак, все началось с плана ГОЭЛРО…

Автор: Людмила Глок.

Приговор нижней колонии и барачный поселок

Согласно плану ГОЭЛРО (сокращение от Государственная комиссия по электрификации России), принятому в 1920 году, в Украине в ближайшие 15 лет должны были построить 10 государственных районных электростанций (ГРЭС).

Вопрос о строительстве  ГРЭС в Каменском первоначально рассматривался в 1928 году в связи с расширением и реконструкцией металлургического завода им. Дзержинского, и уже в следующем году Высший совет народного хозяйства СССР принял решение построить крупную районную электростанцию. Учитывая развитие отечественного энергомашиностроения, в 1930 году Энергострой по заданию Высшего совета народного хозяйства СССР (ВСНХ СССР) разработал проект Каменской ГРЭС мощностью 96 тыс. кВт, с установкой четырех турбоагрегатов отечественного производства мощностью по 24 тыс. кВт.

Иное измерение. Три поселка ДДГРЭС - ФОТО
Закладка фундамента ГРЄС, 1929 год

Строительные работы первой очереди на 48 тыс. кВт начались еще до окончания проектирования в 1929 году и выполнялись силами завода им. Дзержинского.

Местом для строительства была выбрана Нижняя колония. В большинстве современных публикаций ее почему-то называют барачным поселком для рабочих. В действительности же основатели Днепровского завода построили 126 двухквартирных домов по две комнаты в каждой.

Иное измерение. Три поселка ДДГРЭС - ФОТО
Нижняя колония в Каменском

Поскольку первоначально ГРЭС сооружал завод, то, вероятно, отселение производилось в жилфонд предприятия, которое в это же время строило новый поселок из 2-этажек на 4 квартиры рядом с Верхней колонией.

На аэрофотосъемке 1941 года виден небольшой массив из 4-квартирных одноэтажных домов, который носил название городка ДГРЭС. Некоторые из них сохранились до наших дней на нынешней ул. 8 Марта.

А вот что касается бараков ГРЭС, то, как же без них! В районе Писок их было построено 17 из литого шлакобетона, где и разместили первостроителей. Там же находились контора, столовая, клуб, а с 1932 года и магазин ОРСа ГРЭС.

Иное измерение. Три поселка ДДГРЭС - ФОТО
Сохранившийся до наших дней барак

Ныне уже покойный Борис Павлович Мельниченко, знаменитый на всю страну кактусовод, вспоминал, что их семья в то время жила в бараке “№ 17 сбоку”. В комнате площадью 50 квадратных метров жили 24 человека, каждая семья отделяла свой угол занавеской. Мальчишкой запомнил, что с наступлением темноты помещение заполнялось крысами, и люди били их палками.

Только со строительством левобережья Днепродзержинску удалось покончить с барачными поселками.

Постановление о переустройстве быта

Жилищный кризис был неизбежен для Каменского. Если в 1913 году в нем проживало 40 тысяч человек, то к 1940-му  – уже 148 тысяч! Индустриализация страны требовала рабочих рук и огромных средств.

В самом начале мы упоминали, что строительство ГРЭС начали еще до утверждения ее проекта. Что уж говорить о строительстве жилья: или стихийно, в виде «шанхаев» с палатками и землянками, или (в лучшем случае) массовым возведением типовых бараков, ряды которых проектировщики затем были вынуждены включать в генпланы городов.

15 мая 1930 г. было принято Постановление ЦК ВКП (б) « О работе по перестройке быта».

Иное измерение. Три поселка ДДГРЭС - ФОТО
Жилой интерьер 1930-х годов

«При строительстве рабочих поселков при новых крупных предприятиях (Сталинградстрой, Днепрострой, Магнитогорстрой, Челябстрой и др.) обеспечить достаточную зеленую полосу между производственной и жилой зонами, пути и средства сообщения и предусмотреть оборудование этих поселков водопроводом, электрическим освещением, банями, прачечными, общественными столовыми, детскими учреждениями, клубами, школами и медицинской помощью. В новом строительстве должны быть максимально обеспечены доступные гигиенические условия и удобства, а также необходимо принять все меры к максимальному удешевлению строительства».

Данный документ объясняет появление в нашем городе многих объектов, таких, как, например, фабрика-кухня ДГЗ – комбината питания, который так и не прижился в 30-е годы, или домовая кухня в доме №26 на ул. Колеусовской, построенном в это же время, учебного городка, сохранившегося до наших дней на пр. Аношкина, или «дома быта», в котором теперь технолого-экономический колледж.

Иное измерение. Три поселка ДДГРЭС - ФОТО
Зал одной из фабрик-кухонь 1930-х годов

В 1932 году ГРЭС была запущена, став самостоятельным предприятием, которому, естественно, полагалось иметь ведомственный соцкультбыт, в т.ч. жилье. Как утверждает Наталья Буланова в книге «Енергія тепла та світла», к 1941 году жилфонд ДГРЭС составлял 5000 кв. метров и состоял  всего из трех домов. Трудились на станции в 1941 году:  рабочих – 1837 чел., ИТР – 225, служащих – 85, МОП и учеников – 172. Всего – 2319 чел.

Исходя из чего, делаем вывод, что «квартирный вопрос» все еще портил не только москвичей, как замечал Михаил Булгаков. Кстати, квартплата, как единый взнос, была введена 4 января 1928 года. И вспоминая визит жилкома к профессору Преображенскому, приведем объявление того времени. «К сведению жильцов. Квартплаты в одинарном размере хватит только на обыкновенные домовые расходы — оплату счетов за воду, электричество, зарплату служащим, текущий ремонт и мелкие расходы. Для уплаты второго взноса за страховку, вывоз мусора, отепление водопроводных труб и подвалов, вставки стекол в прачечной, на лестнице — денег нет»

Краснопольский постмодернизм

К 1932 году на проспекте Пелина,53 был построен дом для инженерно-технических  работников ГРЭС. Со всех сторон конструктивизма, который в эпоху дефицита средств и сройматериалов набрал невиданного размаха, “… вознесся пятиэтажный красавец, в котором могли разместиться семьи всех инженерно-технических работников построенной  теплоэлектростанции. По сути, это был в то время второй пятиэтажный дом в Днепродзержинске – после “пятиэтажки” на Вокзальной улице. Этот дом украшает старинный проспект и теперь” (Подзерко И. Первые “высотки” Днепродзержинска).

Иное измерение. Три поселка ДДГРЭС - ФОТО
Дом для инженерно-технических работников новой станции на Гимназическом проспекте, 53

Но в том же 1932 году, когда проводился конкурс на главное сооружение страны – Дворец Советов, не без участия Сталина были сформулированы новые прин­ципы советской архитектуры. Среди прочего значилось: «Не предрешая определенного стиля, Совет строительства считает, что поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классиче­ской архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники».

Каменское можно было бы превратить в музей архитектуры индустриального города, настолько полно в нем собраны образцы поисков своего, отечественного стиля, причем не отдельные здания, а целые кварталы.

Одним из них и является квартал, известный всем как «поселок ДГРЭС». Он отличается от конструктивистских форм того же дома-коммуны в соседнем квартале, от «кирпичей Эрнста Мая», выстроенных в ряды по на ул. Манаенкова ( бывшей Коммунарной) и вверху проспекта Шевченко. В нем нет изящества послевоенных «сталинок»  на центральном проспекте.

Не найти в городе зданий, подобных этим. В отличие от остальных, где «излишества» только на фасадах, здесь «своя классика», как говорил главный советский теоретик искусства Иоганн Маца. Странное и неожиданное сочетание форм классических, неклассических, идущих из египетской, вавилонской архитектуры, и модернистских элементов по всему периметру.

Иное измерение. Три поселка ДДГРЭС - ФОТО
Вид дома № 121 по ул. Васильевской

Для строительства было выбрано Краснополье – та часть Романково, где издавна проводились ярмарки. Два дома, которые теперь под №№ 119 и 121 на улице Васильевской (бывшая Арсеничева), практически невозможно разглядеть издали, чтобы оценить задумку авторов проекта. Эксперименты с колоннами, окнами разной формы, неброской лепниной, балконами и лоджиями – все это присутствует. Главное в этих экспериментах поиска стиля – соблюдение пропорций. Древние архитекторы утверждали, что зная радиус колонны, можно восстановить размеры всего храма!

Иное измерение. Три поселка ДДГРЭС - ФОТО
Кадр из фильма “Жизнь продолжается” 1943 г. На заднем плане – жилые дома “Поселка ДДГРЭС”

Местные старожилы рассказывают, что «до войны» был закончен только дом № 119, а соседний, якобы, уже достраивали после. Но в хроникальном фильме «Жизнь продолжается», снятом военными операторами 3- го Украинского фронта сразу после освобождения Днепродзержинска в октябре 1943 года, в кадр попали и застройка на ул. Братской, опоры высоковольтной ЛЭП, где в будущем пройдет выезд на мост, а за ней ДВА огромных дома в городке ДДГРЭС.

Иное измерение. Три поселка ДДГРЭС - ФОТО
Здание ГРЭС, 30-е годы

Продолжение следует…