Каменчан ждет реформа услуги электроснабжения. Часть 2: о подорожании тарифа.

Каменчан ждет реформа услуги электроснабжения. Часть 2: о подорожании тарифа.

Сегодня реформа услуг по электроснабжению населения подается как простое разделение услуги и тарифа между производителем электроэнергии и поставщиком, без увеличения самого тарифа. Однако, уже совсем скоро изменятся и сами тарифы. Чего нам ждать, пытался разобраться «Пильний погляд».

Переход на RAB-тариф

В ДЭТК не спешат комментировать ситуацию с будущим увеличением тарифов на электроэнергию. Успокаивают население, что если такое и случится, то лишь в перспективе, может быть с 2020 года, не раньше. Однако на самом деле, запуск новой системы расчета тарифов начнется уже с апреля этого года. Правда, пока нет ни четкой методики, ни понимания того, для каких потребителей в первую очередь изменятся тарифы.

Смысл этих новых RAB-тарифов (стимулирующих тарифов) в том, чтобы компании, занимающиеся распределением электроэнергии (облэнерго), вкладывали деньги в модернизацию электросетей и своего оборудования. Для этого к стоимости электроэнергии от производителя будут добавляться затраты на ее доставку потребителю и еще +12,5 % от стоимости старых и новых активов облэнерго (то есть – от стоимости самой облэнерго или ее новых затрат на свое развитие).

Учитывая, что сами облэнерго стоят миллиарды гривен, то даже десятая часть их стоимости – это огромные деньги, которые войдут в стоимость тарифа на электроэнергию, что неизбежно приведет к ее росту. Хотя закон и нормативная база по  RAB-тарифам уже приняты, в стране до сих пор не утихают споры об их размере.

Введение RAB-тарифов начнется только с апреля, и только в качестве эксперимента. Окончательный переход на новые тарифы ожидается не ранее 2020 года.

Однако переход к RAB-тарифам будет означать и изменение структуры общего тарифа на электроэнергию. Если сейчас услуги оператора распределительной сети формируются как процент от тарифа, установленного НКРЭКУ (для нашего региона это примерно 30% от общего тарифа на электроэнергию), то в дальнейшем общий тариф для потребителя будет состоять из: стоимости электроэнергии у поставщика + стоимость тарифа оператора сети (RAB-тариф). И в каждом регионе страны, и даже в одном регионе у разных потребителей, могут оказаться разные тарифы.

Кто определит справедливый тариф?

Сегодня много вопросов к тому, как будут оценены активы облэнерго, из которых потом будет формироваться RAB-тариф. Например, сегодня рыночная цена акций «Днепроблэнерго» – компании, по сетям которой нам поставляется электроэнергия – составляет чуть менее 1 миллиарда гривен. Вроде бы немного в масштабах области. Однако два года назад Фонд госимущества продал блокирующий пакет акций этой компании (25%) за 1,005 миллиарда гривен. По этой методике стоимость компании выходит больше 4 миллиардов, что значительно превышает ее рыночную стоимость. А это значит, что нет определенности в том, какая ее стоимость будет заложена в RAB-тариф. А доверия к национальному регулятору – НКРЭКУ – сегодня нет.

Еще больше вопросов к тому, как будет рассчитывать стоимость инвестиций, вложенных в модернизацию сетей, и которая, соответственно, может войти в ее капитальную стоимость и RAB-тариф.

Например, в связи с новой реформой весьма остро становится вопрос модернизации электросетей Каменского под электроотопление.

Очевидно, что ДТЭК заинтересован перенести эти расходы на тот период, когда они смогут войти в RAB-тариф и вернутся в виде прибыли за несколько лет. Общие затраты по городу на модернизацию электросетей оцениваются в 6 млрд.грн., что в разы больше стоимости самой компании.

По обсуждаемой сегодня в СМИ методике расчета RAB-тарифа, это означает, что в тариф на электроэнергию будет заложен возврат не менее 750 миллионов гривен, инвестированных в модернизацию наших сетей. Ежегодно.

Как это скажется на тарифе электроэнергии в нашем городе, в том числе и той, которая сегодня рассчитывается по специальному тарифу для электроотопления? Похоже, что пока на этот вопрос ответов нет.

В ДТЭК успокаивают, что сейчас идет переходный период, и государство не будет резко менять тарифы на электроэнергию. Возможно, на период президентский и парламентских выборов так и будет. Но всем нам хотелось бы знать уже сегодня о том, какими будут тарифы через год, например. Ведь тысячи семей каменчан сегодня устанавливают системы электроотопления и многие руководствуются низкими тарифами на отопление, которые существуют сегодня.

Перспективы: радужные и тревожные

Реформы, когда до них доходит дело, редко вызывают восторг. Наученные горьким опытом, мы опасаемся слишком радикальных изменений. Особенно в коммунальной сфере, где пока результатов реформ, которые бы устраивали нас – потребителей – пока не видно.

Озвученная реформа услуг электроснабжения, на словах, должна внедрить конкуренцию на этот рынок, чтобы разные производители и поставщики этой услуги могли конкурировать за потребителя и предлагать более низкие цены. Однако, как мы уже видим, как минимум на два года конкуренция в нашей области откладывается.

Государство определило на этот период две компании, которые будут монопольно предоставлять эти услуги – ООО «Днепровские энергетические услуги» и ООО «Днепровские электросети». И обе они связаны с ДТЭК. Ожидается выход еще одной фирмы, связанной с ДТЭК – ООО «ДТЭК-трейдинг».

Впрочем, в самой ДТЭК с таким пониманием ситуации не согласны. И хотя официально они эту тему не комментируют, нас уверили, что реформа все-таки добавит конкуренции, но после того, как украинские компании смогут адаптироваться к новым рыночным условиям. Для этого им, якобы, и дан двухлетний переходный период. Многие европейские операторы ждут разрешения выйти на наш рынок по продаже электроэнергии.

Однако даже приход новых операторов сетей и производителей электроэнергии будет означать лишь то, что все они вынуждены будут платить определенный процент за эксплуатацию сетей, которые сегодня находятся в распоряжении ДТЭК.

В ДТЭК уверяют, что переход на новую систему позволит инвесторам вернуть вложения в модернизацию сетей, ведь сегодня такие инвестиции может делать только государство.

Впрочем, если иностранные компании вынуждены будут платить процент нынешним владельцам сетей, то какой им смысл вкладывать в модернизацию или строительство новых сетей? Особенно с учетом всех сложностей получения землеотвода под такие проекты и разрешительных документов.

А то, что сети нужно модернизировать подтверждают и в самой ДТЭК. Например, сети в нашем городе проектировались под коэффициент нагрузки 0,5. Это значит, что не все потребители одновременно включают свои электроприборы. Но сегодня, когда в городе массово переходят на электроотопление, да и самих бытовых приборов стало значительно больше, этот коэффициент возростает практически до 1,0. А значит, по всем сетям нужно удваивать мощность кабелей практически вдвое (вот почему в масштабах города переход на электроотопление оценивается в 6 миллиардов гривен).

Например, если в доме 100 квартир, в каждой 3 кВт мощности, то проектировщики рассчитали, что на такой дом нужно проложить кабель на 150 кВт при коэффициенте 0,5. А если теперь коэффициент возрастает до 1, то нужен кабель вдвое большей мощности – 300 кВт.

Даже если не увеличивать мощности на квартиру, сегодня тяжело обеспечить необходимое потребление электроэнергии на старых сетях. Частный сектор переходит на электроотопление уже четвертый год, и начали гореть сети, потому что они не рассчитаны на такие нагрузки.

Есть вопросы не только по стоимости доставки электроэнергии, но и возможности покупать ее как можно дешевле у производителя.Не получится ли так, что в первую очередь дешевую электроэнергию разберут крупные потребители – в виде промышленных и прочих предприятий, а населению что останется?

В ДТЭК уверяют, что такого не будет, потому что сохраняется единая энергосистема.  Но количество самой дешевой электроэнергии, которую вырабатывают, например,  гидроэлектростанции, составляет до 10% в масштабах всей страны. Всем ее не хватит. Сейчас устанавливается более-менее справедливая цена, которая формируется на едином энергорынке. Все бытовые потребители в равных условиях. Не получится ли при переходе на новую систему, что кому-то повезло заключить договор на самую дешевую электроэнергию, а кто-то вынужден будет покупать самую дорогую?

На этот вопрос пока ответов нет. Нас пытаются уверить, что население не будет как-то ущемлено в сравнении с другими потребителями.